Преподаватели, академики и разного рода деятели культуры собирают подписи под открытым письмом Д. А. Медведеву, президенту РФ, В. В. Путину, председателю Правительства РФ, Б. В. Грызлову и др. В этом письме высказывается просьба отменить принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. Пост в Живом Журнале, в котором опубликовано письмо, уже собрал 10 тыс. комментариев, то есть максимальное количество комментариев для одной записи, так что пользователь starushkalarina была вынуждена его продублировать. На данный момент под письмом подписались уже более 7 тыс. человек, в число которых входит С. В. Волков, главный редактор газеты «Литература» («Первое сентября»), учитель Центра образования № 57 г. Москвы, Н. В. Беляева, главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ, С. М. Гандлевский, поэт, прозаик, лауреат национальной премии «ПОЭТ - 2010», «Малой Букеровской премии» и ряда других, Э. Н. Успенский, детский писатель, А. М. Молдован, директор Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, член-корреспондент РАН, М. О. Чудакова, член Европейской академии, профессор Литературного института, А. А. Бодалев, академик РАО, д. п. н., профессор, и многие другие. Согласно новому стандарту, в учебный план будут входить четыре обязательных предмета, а именно: «Россия в мире», «физическая культура», «основы безопасности жизнедеятельности» и некий «индивидуальный проект», и 6 (максимум 7) предметов по выбору. Предметы по выбору берутся из шести предметных областей, причем из каждой области можно выбрать лишь 1 (максимум 2) предмета. То есть, если в одной области уже было выбрано 2 предмета, то из остальных можно выбирать только по одному. Как написано в Стандарте, «три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и три (четыре) на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне». Предметные области и предметы в них таковы: «русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература); иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык); общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право); математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика); естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология); курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей)». Таким образом, если школьник хочет учить два иностранных языка, то русский язык и литературу он учить уже не сможет. Или если он уже выбрал физику и химию, то биологии он лишится. При этом в Стандарте главный упор делается на патриотичность и моральный облик школьников. Он «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника», то есть выпускник после обучения окажется «любящим свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества» и так далее. Как пишут авторы письма, «наше крайнее недоумение вызывает факт такой перестройки учебного плана. Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно: – объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина; – объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука; – объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения. И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности. Напомним: в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Булгакова, Шолохова, Платонова, Солженицына... Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт». Вокруг Света
|