Норвежские ученые установили, что один дополнительный год, проведенный в школе, может повысить коэффициент интеллекта (IQ) на 4 пункта. Авторы исследования заявляют, что дополнительное образование оказывает «значительное влияние» на IQ в подростковом возрасте. Об этом сообщает BBC News.
Авторы исследования не берутся утверждать, относится это ко всем подросткам или только к тем, кто принимал участие в исследовании. По словам ученых, связь между более высоким IQ и более высоким уровнем образования известна давно. Тем не менее, нет определенного мнения о том, влияет ли дополнительное образование на увеличение IQ, или же более высокий уровень IQ заставляет подростков посвящать больше своего времени образованию.
Ученые из Статистического управления Норвегии, где собираются и хранятся все официальные данные страны, и из университета Осло (University of Oslo) провели эксперимент в норвежской системе образования на 107223 учащихся.
Дело в том, что в период с 1955 года по 1972 год правительство Норвегии увеличило обязательное школьное образование с 7 до 9 классов. Таким образом ученики заканчивали обучение в 16 лет, а не в 14, как это было ранее. Последствия этого увеличения школьного обучения измерялись с помощью тестов IQ в возрасте 19 лет, после того, как военные разрешили всем использовать тесты. Исследователи пришли к выводу о необычном увеличении среднего IQ после увеличения продолжительности обязательного школьного образования. По их словам, один дополнительный год в школе позволил увеличиться среднему IQ на 3,7 пункта.
Другие ученые осторожнее смотрят на вещи, полагая, что данный эффект мог быть характерен только для норвежского общества и его системы образования в то время. Тем не менее, они утверждают, что это может свидетельствовать об улучшении интеллекта в подростковом возрасте.
Ранее мы сообщали об эксперименте британских ученых, в результате которого выяснилось, что IQ подростков может существенно повыситься между 14 и 18 годами. Тогда же была установлена связь между показателями вербального IQ и увеличением активности моторного кортекса.