В последнем случае, сложнейшее и небезопасное устройство для хранения водорода на борту электромобиля становится ненужным. Цена его химического аналога на порядок ниже, а надежность – на порядок выше! Ученым удалось понять механизмы «настройки» пористой структуры кристаллов для оптимальной производительности применительно к различным газам. Парадоксально, но количество сжатого газа, помещающегося в пористых нанокаркасах значительно выше, чем в равном по объему емкостях высокого давления! Таким образом, запас хода газовых автомобилей и водородных электромобилей можно повысить без усложнения устройств хранения. Металлорганические пористые каркасы (MOF) с порами размером в несколько нанометров были открыты американским химиком Омаром Яги из Университета Мичиган в конце 90-х годов прошлого века. Поначалу это никого не заинтересовало, но в 1999 году статья Яги в журнале Nature попалась на глаза кому-то из руководства концерна BASF. C Яги связались и предложили ему финансирование дальнейших исследований с целью коммерциализации идеи. Перед Яги и его коллегами была поставлена конкретная задача – создать материал с максимальной пористостью (площадью поверхности), а значит – максимальной емкостью. Не так давно Яги удалось синтезировать MOF-210 – карбоксилат цинка с площадью поверхности более 10 тысяч квадратных метров на грамм вещества. MOF-210 эффективно адсорбирует сжатый от 80 до 200 бар метан. Забавно, что в равной по объему полой емкости метана помещается в 2.3-2.5 раза меньше! Именно этот материал немцы будут производить в промышленных объемах. По статье: ПМ
|